На главную
История
Основы
Переход
Диета
О сыроедении

Из истории вегетарианства

Исторические документы свидетельствуют о широком распространении вегетарианской диеты в древности. Древние греки, египтяне и иудеи считали фрукты основной частью питания. Жрецы Древнего Египта никогда не ели мяса. В Европе одним из первых известных вегетарианцев можно считать философа Пифагора (570 — 470 гг. до н.э.).

Утверждают, что Пифагор отказался от общепринятой в его время пищи, прежде всего от мяса, еще в 19- или 20-летнем возрасте. Всю свою долгую жизнь он был вегетарианцем. В Кротоне (на юге Италии) Пифагор организовал первую в истории Европы вегетарианскую общину, члены которой строили свою жизнь на принципах гуманности и самообладания, справедливости и умеренности. Основными законами общины пифагорейцев были общность имущества и строгая воздержанность. «Помимо многих других средств для умиротворения души Пифагор установил и вегетарианство, — пишет Ямвлих. — Ведь пифагорейцы, привыкнув считать убийство животных делом беззаконным и противоестественным, еще более противоречащим божественному закону считали убийство человека и не участвовали в войне...».

Оберегая безвредных животных, Пифагор не только признавал необходимость вести борьбу с хищниками, но и пытался изменить их природу. Известно, например, что при помощи исключительно растительной пищи он приручил огромную медведицу, наводившую ужас на поселян, и приучил ее обходиться без мяса.

Непосредственным последователем пифагорейской этики был Платон (428 — 347 гг. до н.э.). Во второй его книге «Республики» изложены взгляды на пищу, отражающие влияние секты пифагорейцев, с которой философ состоял в самых тесных отношениях. Платон придавал первостепенное значение социальной стороне вопроса, рассматривал пищу как один из важнейших общественных факторов.

В философии Платон во многом являлся последователем Пифагора. В возрасте 20 лет он примкнул к Сократу, находившемуся в зените славы. В 399 г. до н.э., после казни своего учителя, Платон удалился из родного города, который и раньше запятнал себя преследованием другого великого мудреца — Анаксагора. Некоторое время Платон жил в Мегаре (недалеко от Афин), а потом отправился в путешествие. Вернувшись в сорокалетнем возрасте, он открыл в Афинах свою знаменитую Академию.

Взгляды Платона на предназначение человека в мире наиболее определенно выражены в его ответе на вопрос: какими качествами должен обладать истинный философ?

  • Первое качество — жажда знания всего сущего;
  • второе — отвращение ко лжи и преданность истине;
  • третье — презрение к плотским наслаждениям;
  • четвертое — великодушие и щедрость;
  • пятое — справедливость и кротость;
  • шестое — быстрота понимания и хорошая память;
  • седьмое — ровное и гармоничное настроение души.

К достижению этого надо стремиться через правильный образ жизни. В идеальном городе народ и тем более правитель придерживаются в пище разумных правил (здесь Платон подразумевал вегетарианство).

Надо сказать, что греки во времена Платона и позже славились среди европейцев своим воздержанием. Поэт Антифон называл их «листоедами» из-за приверженности к растительной пище. Особой умеренностью отличались спартанцы и афиняне. Воздержанность в еде первых стала нарицательной, вошла в поговорку. Поэты-сатирики часто осмеивали это непонятное им равнодушие «к земным благам» со стороны умного и образованного аттического народа. Интересное наблюдение: в греческой литературе почти никогда не упоминается о бойнях и мясниках, в то время как литература других европейских народов (итальянцев, англичан, французов, немцев) сплошь и рядом пестрит сюжетами и картинами на эту тему.

Наиболее любимыми блюдами греков — современников Платона и Гиппократа — были: мадса — род варева из пшеничной или ячменной муки, различные хлеба, сыр, мед, бобы, другие стручковые, латук, салат, лук и лук-порей. Из фруктов за обедом подавали оливки, финики, фиги и др. Что же касается животной пищи, то часто употреблялись лишь блюда из рыбы.

Следует упомянуть великого древнегреческого врача и философа Гиппократа (460 — 357 гг. до н. э.). Многие известные врачи отмечали гениальность Гиппократа и его исключительные, выдающиеся заслуги перед человечеством. Гиппократ не был вегетарианцем и не внес прямого вклада в это учение. Но основной принцип его диетики (а он считается отцом этой науки) — умеренность в питании — до какой-то степени определил успех гуманистического учения Платона и других вегетарианцев древности. В этом плане особое значение имели труд Гиппократа «Трактат о диете и острых болезнях» и его афоризмы. Лучшая диета для развития физической силы и выносливости — это ячменные лепешки с оливковым маслом, как считал Гиппократ.

Сто лет назад известный врач и активная пропагандистка вегетарианства Анна Кингсфорд отмечала, что в славные дни Древней Греции и Древнего Рима, пока невоздержанность и распущенность еще не погубили могущества этих народов, сыны их питались простой растительной пищей, приготовленной из ржаной муки, фруктов и молока, и были отличными воинами. А римские гладиаторы, обладавшие чудовищной физической силой и выносливостью! А ведь их пища состояла главным образом из ячменных лепешек с оливковым маслом. Пища римского солдата состояла из одного фунта овсяной муки, трех унций оливкового масла и одной пинты слабого вина.

Одной из центральных фигур греческой философии считается Сократ (ок. 469 — 399 гг. до н.э.). Самым характерным элементом сократовой этики является утверждение о тождестве знаний и добродетели (мудрость, храбрость, умеренность и справедливость — четыре основных добродетели древнегреческого общественного сознания) мудрости. Сократ постоянно указывал на необходимость властвовать над своими страстями, подчинять их разуму. Знаменитый мудрец считал, что в еде человек должен быть умеренным и отдавать предпочтение растительной пище.

 

Продукты
Багат
Бобовые
Дикие растения
Хлеб
Картофель
Крапива
Лебеда
Орехи
Проростки
Рис
Соя
Свекла
Зерновые
Злаковые
©2008-2009 Вегетарианство